НОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Зато сама квартира находилась на последнем этаже бывшего доходного дома, построенного в конце XIX века. И уже одно это обстоятельство облегчало осознание того, сколько всего предстоит сделать, чтобы превратить малопрезентабельное пространство с коммунальным наследием в виде наличия ванны в кухне в современное и комфортное жилье..

кудадым

Помочь с перепланировкой и дизайном интерьера супруги попросили архитекторов Илону Болейшиц и Игоря Орлова. Однако начинать привычную работу специалистам пришлось не с проектирования, а с исследования конструктивных особенностей дома. Старые дореволюционные постройки до сих пор не перестают удивлять непредсказуемыми инженерными решениями. Не стал исключением и наш дом.

Наличие деревянных перекрытий между квартирой и чердаком никого не удивило — это вполне соответствовало строительным нормативам тех лет. А вот конструкция межэтажного перекрытия, то есть между нашей квартирой и соседями снизу, действительно оказалась из разряда фантастики на тему технического прогресса коммунального хозяйства. Одновременно с тем процессом, когда просторное и качественное жилье из категории доходного преобразовалось в объект для совместного проживания нескольких ячеек советского общества, была проведена и модернизация перекрытий. Деревянные несущие элементы заменили на металлические, а пространство между ними заполнили кирпичом. Создать из этого материала ровную поверхность можно лишь тогда, когда она вертикальна, а в горизонтальной плоскости кирпич укладывается только в виде арочной конструкции. Так что когда в нашей квартире демонтировали перегородки и полы, то взорам всех ее обитателей предстало перекрытие в виде серии арочных сводов. Напольное покрытие крепилось лишь на деревянных лагах, уложенных вдоль кирпичных арок и уже давно пришедших в негодность. Делать бетонную стяжку поверх такого перекрытия департамент культурного наследия, под надзором которого состоял дом, не разрешил. Поэтому пришлось сооружать облегченную деревянную конструкцию, аналогичную прежней.

Конечно же, чтобы привести в порядок квартиру в доме, построенном более ста лет назад, необходима серьезная реконструкция и любые, даже самые незначительные изменения планировки приходится согласовывать в многочисленных инстанциях. Правда, заказчикам в этом смысле повезло. Когда они приобрели квартиру, дом еще не считался памятником архитектуры, а только числился в общей исторической застройке города. В департаменте культурного наследия, где было необходимо получать разрешение на изменение планировки, а главное — вида фасадов, не стали препятствовать реконструкции и после предоставления всех необходимых расчетов одобрили даже расширение оконных проемов. Кстати, на эту меру пришлось пойти не столько по прихоти, сколько по необходимости — небольшие окна при внушительной толщине внешних стен давали мало света, что привело бы к нулевому результату стремление архитекторов выстроить парадную часть по принципу студийного пространства. В кухне окно увеличили только в ширину, чтобы использовать его глухую нижнюю часть для установки тумб гарнитура, объединив широкий подоконник с их рабочей поверхностью. А вот в гостиной и спальне сделали французские окна от пола до потолка, установив деревянные оконные двустворчатые двери с решетчатыми переплетами и ажурные кованые ограждения. Орнамент последних, сочетающий в себе прямолинейную графику и классические элементы, весьма удачно соответствует принципу стилистического оформления всего интерьера.

Отсутствие несущих стен позволило перепланировать квартиру в соответствии с современными стандартами, объединив кухню со столовой и гостиной. И хотя все стены были выстроены заново (старые полностью пришлось демонтировать по причине ветхости), планировочное решение не сильно отличалось от первоначального. Главным образом архитекторы предложили избавиться от длинного темного коридора, объединив его с парадной частью. Прихожая, кухня и жилые комнаты остались практически в своих прежних границах.

кудадым

Интерьер квартиры заказчики видели подчеркнуто современным, лаконичным и одновременно элегантным. Даже в цветовом решении за исключением детской предпочтение было отдано монохромной гамме с добавлением коричневых оттенков. Уже впоследствии в процессе строительства сделали поправки в сторону некоторого смягчения выбранной концепции. Так, например, спальню архитекторы задумывали как некое подобие палат — и отделка стен, и меблировка должны были иметь абсолютно белый цвет. Но заказчики попросили сделать декор менее пронзительным, поэтому обои подобрали с беловато-сливочным оттенком. В плитке, имитирующей кирпич, которой облицованы стены кухни, к коричневому тону (авторы проекта предлагали использовать материал исключительно в этом цвете) добавился красноватый 

 Однако в целом интерьер получился именно таким, каким его и задумывали архитекторы: стильным, лаконичным, с некоторыми репликами в сторону исторического прошлого дома, воспринимающимися как небольшой контраст с основным стилевым решением. Так, например, торцы подвесного потолочного элемента в гостиной имеют классический лепной декор. Проектом предполагалось, что высота рельефа будет чуть ли не в три раза больше, чем есть сейчас. Однако после обследования чердачного перекрытия пришлось отказаться от гипсовых элементов — деревянная конструкция по определению не может быть абсолютно неподвижной. Поэтому вместо гипса, который даже при самых незначительных сдвигах перекрытия мог бы легко растрескаться, использовали полиуретановые карнизы с невысоким рельефом. Но и они прекрасно справились с поставленной задачей: классический декор идеально подчеркнул решение потолка с лаконичной геометрией форм. В поддержку ему по аналогичному принципу был выбран и светильник для столовой группы. Некоторую брутальность и простоту дизайна стола и стульев нивелирует люстра с классическими плафонами. Хотя в ее формах одновременно угадывается и определенное сходство с обеденной группой — длинная цепь в качестве подвеса и конструкция крепления плафонов, напоминающая металлический обод, придают светильнику средневековые черты.

В отделке архитекторы старались использовать минимум материалов. Полы в жилых помещениях покрыты паркетной доской из ореха, слегка тонированного под красное дерево. Ею же отделана одна из стен гостиной. Такой дизайнерский прием визуально стирает границу между вертикальной и горизонтальной поверхностью, заставляя тем самым пространство казаться более объемным, без резких переходов от одной плоскости к другой. Для отделки остальных стен архитекторы хотели предложить обычное бетонное покрытие, но, решив, что подобный декор вряд ли обрадует хозяйку квартиры, нашли ему оригинальную замену с аналогичным фактурным эффектом. Это обои под окраску. Для достижения имитации оштукатуренной поверхности красящий состав необходимо наносить сразу же после наклеивания обоев, пока бумага не успела просохнуть. Еще одним необычным покрытием отличается столешница немецкого кухонного гарнитура. На ее шероховатую поверхность нанесен особо прочный ламинат коричневого цвета. Его глянцевая фактура создает впечатление металлизированного напыления.

Среди всех логично связанных между собой элементов парадной части наибольшее внимание привлекает камин. Нельзя сказать, что его появление в квартире было сопряжено с большими сложностями. Все дореволюционные дома имеют дымоходы, в нашем их было целых два. Только размещались они крайне неудобно, в простенках между окнами гостиной. Так что воспользоваться ими не пришлось. Архитекторы предложили выстроить новый камин вдоль стены, отделяющей детскую и ванную комнаты от парадной части. Да и конструктивно это место оказалось крайне удачным, здесь между ригелями образовалось свободное пространство, необходимое для монтажа четырех стоек дымохода. Новое расположение камина, правда, пришлось согласовывать не только с департаментом по культурному наследию, но и с СЭС, которая проверяла благоприятность розы ветров, чтобы дым не оказывал вредного воздействия на окружающую историческую застройку.

кудадым

 По замыслу архитекторов камин представлял собой плоскость, встроенную в стену, на которой горит огонь. Главным здесь был не столько оригинальный минималистский дизайн, сколько эффект открытого очага. Однако полностью реализовать эту идею не удалось. Мастера по укладке дымохода не смогли обеспечить необходимую тягу. В итоге очаг пришлось утопить в стену. Однако благодаря одновременно лаконичным и монументальным формам, а также роскошной отделке черным глянцевым гранитом камин выглядит весьма стильно, в унисон всей концепции интерьера

 Столь же оригинальным решением отличается и ванная комната. Причем здесь традиционные способы отделки словно поменялись местами, то есть плитка уложена не на полу, а использована в декоре потолка. Так, центральная часть комнаты выделена аркой, созданной с помощью облицовки стен и подвесного потолочного элемента черной керамической плиткой. А вот пол и перегородка, отделяющая хозяйственную зону комнаты от ванной, покрыты массивной доской из тика. Это дерево используется в отделке палуб яхт, так что никакими специальными защитными составами, кроме воска или масла, его покрывать не нужно. Благородный янтарный цвет тика прекрасно дополняет черно-белую гамму плитки. Чтобы разбавить графичность дизайна, архитекторы использовали в отделке стены над ванной декор известной итальянской компании Bardelli в виде женского и мужского силуэтов. Предельная ясность, лаконичность и элемент интриги в создании стиля — вот принцип, по которому решена не только данная комната, но и весь интерьер. Несмотря на подчеркнуто современный декор, он весьма гармонично вписался в окружающую его историческую среду

 

кудадым